Очень часто вышивальщицы, особенно начинающие, испытывают разочарование из-за того, что в итоге кропотливой работы дизайн  получился некрасивым, а все потому, что неправильно была стабилизирована ткань. Между тем, правила стабилизации ткани перед вышивкой просты и логичны. Каждый проект требует своего, определенного стабилизатора (если только вы не вышиваете на толстой ткани, для которой стабилизация не нужна). При этом у каждого типа стабилизатора есть свои слабые и сильные стороны. Что же такое стабилизаторы ткани и зачем они нужны?

 

 

Вышивальные стабилизаторы - вид вспомогательных материалов, которые  можно условно разделить на две групппы: «подложка, или нижний стабилизатор» и «начинка, или верхний». Стабилизатор-подложка представляет собой специальный материал (обычно флизелиновый), который крепится под основную ткань, на которой вы собираетесь вышивать. Это помогает прочно закрепить ткань в пяльцах, чтобы не было ее растяжения или вспучивания, а также деформации ткани после стирки. Кстати, при вышивке металлизированными нитками лучше подходят стабилизаторы-подложки,  в которых есть какая-то часть натуральных материалов, например хлопка или поливискозы. Со 100% искусственным стабилизатором вышивка будет выглядеть хуже.Стабилизаторы с натуральным наполнением обычно мягче, поэтому создается  меньше трения между иглой и ниткой  при  вышивке, как результат -  гораздо реже рвется нить. (Это хорошо при работе с любыми нитками, но особенно актуально с металлизированными).

 

Нижние стабилизаторы - подложки делятся на отрезные и отрывные.  Если вам нужно вышивать на стрейчевой ткани, лучше будет применить отрезной стабилизатор, а не отрывной, который может по окончании работы потянуть за собой ткань при удалении его излишков. Для тонких трикотажных тканей также нужен отрывной стабилизатор, но легкий по весу, полупрозрачный.  Отрывные стабилизаторы обычно используют с достаточно прочной не растягивающейся тканью, которая не будет повреждена при отрывании излишков стабилизатора после завершения работы. Кстати, после удаления излишков отрывной стабилизатор все же смотрится лучше с изнанки, а вот отрезной невозможно отрезать  минимально так, чтобы не повредить ткань.

 

Стабилизатор-начинку размещают поверх ткани, на которой будут вышивать. Он помогает предотвратить «погружение» стежков в ткань, например махровую, когда без стабилизатора вышивка может быть совсем не видна. При вышивании на бархате, вельвете, шерстяной ткани с высоким ворсом, флисе, махре, искусственном мехе, джерси, вязаных вещах и др. – верхний стабилизатор обязателен. Если вы забудете применить его, ваша вышивка будет неудачной. Верхний стабилизатор часто используют и на других различных тканях, чтобы вышивка лучше «стояла», то есть в ней  были красивые и выпуклые стежки. Кроме того, водорастворимый стабилизатор часто применяют при вышивке на тонких тканях (где нельзя применить обычный стабилизатор, который останется виден снизу изделия), например на органзе, шифоне, фатине и так далее.

 

Верхние стабилизаторы  напоминают пленку, чаще всего они сделаны из вещества на основе желатина, поэтому  легко растворяются в теплой воде после того, как вы погрузите в нее и прополощете законченную вышивку. Часто они называются wash-away именно потому, что исчезают при стирке. Что касается толщины стабилизатора, то обычно с плотными тканями применяют более толстые wash-away стабилизаторы, а с легкими, сыпучими – тонкие пленки.   Если  вам нужно удалить стабилизатор полностью (например, если вы вышиваете на органзе, или создаете вышивку в стиле ришелье,  или отдельным кружевом), используйте сильный водорастворимый стабилизатор. Здесь фирменный тканый водорастворимый  стабилизатор, в отличие от пленочного, является предпочтительным, потому что он практически не растягивается, «сидит» в обруче и ведет себя как обычный флизелин до тех пор, пока вы не смоете его.

Другие верхние стабилизаторы, называемые  iron-away, исчезают после воздействия на них горячим утюгом. С такими  стабилизаторами работать сложнее. Обычно их применяют с тканями, которые нельзя стирать, например, с бархатом. Но и гладить бархат тоже нелегко, это нужно делать очень осторожно! Вот почему работа со стабилизаторами, исчезающими под воздействием горячего утюга, требует определенного опыта и сноровки. Перед тем как вышивать большой дизайн, попробуйте  немного вышить на ненужном кусочке ткани с предварительно запяленным верхним iron-away, а затем посмотрите, как будет вести себя ткань с вышивкой после удаления стабилизатора проглаживанием горячим утюгом. Кстати, перед тем как гладить, не забудьте положить на вышитую область чистую бумагу и потом уже только приступайте к глажке. Если вы используете некачественный стабилизатор, будьте готовы к тому, что после воздействия утюга может остаться пятно или  неприятный запах. И еще: никогда не используйте утюг с паром при работе с iron-away стабилизатором.

  нижние стабилизаторы

На Главную