Существует предание, что в первую же ночь после того, как Тереза Паганини родила второго ребенка, во сне ей явился ангел, который возвестил: «Этому мальчику суждено стать музыкантом, и он прославит вашу фамилию на весь мир…»  Она не придала этому сну никакого значения и вскоре надолго забыла о нем, подумав: «Хватит мне муженька, который вместо того чтобы искать работу, дни напролет бренчит на мандолине…»

 

Потом прошло время, Тереза родила еще троих детей, и все они так шумели в их маленьком ободранном дворике, что сводили ее с ума. Но мальчик Николо с крючковатым как у отца носом не был похож на остальных.  Оказалось, он обладал абсолютным слухом и часто заворожено слушал  звон церковных колоколов  их родной Генуи и игру своего отца, для которого игра на  мандолине была последней возможностью заработать гроши для пропитания семьи…

Однажды отец протянул Николо  свой старенький музыкальный инструмент, предлагая сыграть. Пятилетний мальчик взял в руки мандолину, провел пальцами по струнам и, услышав волшебные звуки,  …улыбнулся. Так как времени у бывшего портового рабочего Антонио Паганини было вдосталь,  он стал обучать Николо игре на инструменте с мыслью  в будущем брать его с собой  на вечеринки и торжества - ведь так  больше заплатят! К его удивлению, сын очень быстро освоил мандолину. И тогда Антонио решил купить ему скрипку все с той же корыстной  целью: когда он научит играть на ней сына, у них будет маленький ансамбль. …У Николо  начались  изнурительные занятия по обучению игре на скрипке. Как мальчик  ни хотел  убежать на улицу, где резвились соседские дети, но отец был непреклонен. Однажды на ужином Тереза вспомнила тот странный сон-пророчество о судьбе Николо...   После этого занятия  стали затягиваться  на  8-10 часов, и пока паренек не выучивал заданное ему отцом, Антонио не выпускал его из подвала. Часто за неприлежание он наказывал сына, оставляя его без еды…

Учеба Николо

Антонио Паганини своего добился – его сын Николо стал играть лучше него самого. В 9 лет он уже прекрасно исполнял  вариации «Корманьолы» и другие свои сочинения.  Отца и сына  стали чаще приглашать на торжества и больше платить. Они выступали теперь не только перед простолюдинами, но и перед знатными людьми. На рубеже 18 и 19 веков меценатство в Западной Европе было в почете, и каждый состоятельный человек стремился чем-то помочь нуждающимся, зная, что эта помощь угодна Богу. Встретился такой богатый человек и в жизни  Николо. Маркиз Джанфранко де Негри однажды услышал игру Николо на скрипке и был так поражен, что решил дать деньги на дальнейшее обучение талантливого подростка.  Так для  Николо Паганини наступило время учебы у признанных скрипачей того времени – сначала у Антонио Черветто и Джиакомо Косты, потом у виолончелиста  Гаспаро Гиретти, который  учил его сочинять музыку. Известный музыкант  Алессандро Ролле,  прослушав игру юного дарования,   был так поражен, что долго молчал, а потом признался, что ему "нечему учить этого молодого человека".

 

Гастроли и первая страсть
В начале 1800-х начались первые гастроли скрипача Николо Паганини по родной Италии – они принесли ему оглушительный успех. Его виртуозная игра привлекала тысячи слушателей, о нем говорили как о чуде.  Николо все больше тяготился опекой своего отца, и как только ему поступило предложение стать первой скрипкой в оркестре города Лука,  сразу же согласился и переехал туда.  При этом время от времени он продолжал давать сольные концерты во время гастролей в Пизе, Флоренции, Болонье и других городах. Обыватели, присутствовавшие на его выступлениях, часто передавали из уст в уста, что, видно, смычком Паганини водит дьявол,  что простой человек не может так играть…   

 

С 1805 года Николо стал служить первой скрипкой оркестра при дворе сестры Наполеона Бонапарта Элизы Бачокки, позднее возглавил ее оркестр. Вскоре между знатной дамой и скрипачом  вспыхнула страсть, которая продолжалась четыре года. Но  Элиза не разрешала ему нигде гастролировать, а это не нравилось Николо. Элизе Паганини посвятил свое сочинение «Любовные сцены» для струн си и ля. Элиза потребовала продолжения, и через некоторое время музыкант создал сонату «Наполеон» для одной струны соль ( при исполнении обоих произведений ненужные струны снимали). Так как Николо виртуозно владел техникой игры на скрипке, его исполнение всегда производило фурор.  Элиза, не скрывая своих чувств, смотрела на него влюбленными глазами. Но Николо уже мало было этой любви, он рвался увидеть мир, хотел сыграть на лучших концертных сценах Европы. Как только представилась возможность, Паганини покинул двор Бачокки, чтобы гастролировать как свободный художник.

Грешник Николо

В это время  Николо сочинил много произведений для скрипки, сам исполнял их на концертах, вызывая неизменный восторг.  Несмотря на то, что, по воспоминаниям современников, он был некрасив, женщины были от него и его игры  без ума и даже падали на его концертах в обморок. Любовные приключения  со знатными дамами и простолюдинками завели его так далеко, что он не избежал неприятного инцидента, который испортил его репутацию –  в 1814 году в Генуе дочь портного Анджелина Каванна, с которой он познакомился после концерта, забеременела от него. Когда Николо об этом узнал, он поспешил отправить ее к своим друзьям, пока она не разрешится от бремени. Но отец девушки  обвинил Николо в похищении дочери и ее изнасиловании и подал на него в суд. Ребенок, едва родившись, умер, но судья приговорил Николо выплатить в пользу Анджелины 3 тысячи лир. Репутация Паганини в глазах обывателей была подпорчена,  и он поспешил покинуть родину, чтобы поскорее забыть этот инцидент. 

 

Гастролируя по Европе, Паганини всегда собирал  полные залы восторженных слушателей,  которые, видя его виртуозную игру, были уверены, что скрипачу помогает дьявол. Паганини и сам поддерживал слухи о своем сверхчеловеческом таланте, уверенный, что это способствует  успешной карьере. Так, когда в 1828 году из-за болезни он потерял все зубы,  Николо  объяснил это «прикосновением дьявола к своей внешности».  

 

Любовь к Бьянке

…В конце 1816 года в Венеции Паганини встретил начинающую певицу  Антонию Бьянки  и взялся обучать ее музыке.  Совместные занятия завели молодых людей так далеко, что  в итоге Николо увез красавицу с собой. …До 1821 года скрипач дал много концертов в разных городах Европы. Он подготовил и издал свои сочинения - 24 каприса, - впоследствии вошедшие в мировую музыкальную сокровищницу человечества.  Но со временем постоянное нервное напряжение, интенсивный гастрольный график подорвали и без того слабое здоровье Николо – в конце 1821 года он тяжело заболел туберкулезом и длительное время находился между жизнью и смертью. В тот период его отношения с Антонией прервались, так как Николо в сопровождении матери  уехал лечиться в Пию. А по Европе поползли слухи, что скрипач Николо Паганини умер. В те годы чахотка являлась серьезной болезнью.  Николо, к счастью, смог избежать смерти, но мучительный кашель так остался у него на всю жизнь. Когда он опять встретился с Антонией Бьянки в 1824 году, она уже была знаменитой певицей и блистала на лучших сценах родной Италии. Между молодыми людьми  вспыхнули прежние чувства,  а через год у них родился сын, которого назвали Ахиллом.  Впрочем, их совместная жизнь  длилась  всего лишь  три года.

Болезнь и смерть Паганини

Антония  не смогла противостоять  соблазнам богемной жизни - Николо не раз приходилось уводить ее из шумных  компаний, закрывать на многое глаза.  Однако когда он получил неопровержимые доказательства измены жены, то решился на разрыв, отсудив в свою пользу опеку над сыном.  Возможно, оставшись один, он также пустился во все тяжкие и спустя какое-то время заболел сифилисом. Весьма распространенное в те годы  лечение этой болезни  лекарством на основе ртути окончательно подорвало здоровье Николо Паганини. В последние годы жизни гениальный скрипач мало гастролировал, но много сочинял музыки, в том чисте сонаты и концерты для скрипки...

В октябре 1839 года  уже очень больной Паганини в последний раз приехал на родину, в Геную. А меньше, чем через год , 27 мая 1840 года, в Ницце, когда гениальному скрипачу было только 50 лет, его не стало.  Здесь можно было бы поставить точку в рассказе о Николо Папанини, но, увы…  Нужно признать, что некий злой рок преследовал Паганини и после его смерти. Дело в том, что тело гениального скрипача по каким-то таинственным причинам  не предавали земле, а когда это случилось, могилу его дважды тревожили.

 

Странности с погребением Паганини

Сначала усопшего Паганини  не похоронили из-за запрета церкви, потому что он, якобы, отказался от причастия перед смертью.  Но если Николо Паганини, как свидетельствуют зарубежные источники, умер от рака гортани, то, возможно, на смертном одре он просто физически не смог - из-за мучительных болей - произнести ни слова. Священники же восприняли его поведение как отказ.  После смерти Паганини, когда Ахилл привез гроб с телом отца, чтобы похоронить его в Генуе, ему было отказано во въезде в город.  Долгие пять лет Ахиллу пришлось  хранить гроб  в глубоком подвале, пока он через суд  добивался разрешения на захоронение.  Когда  же Ахилл Паганини наконец  его получил  и предал тело  земле, по странной необъяснимой причине гроб был снова выкопан -  с какой-то целью чешский скрипач уговорил это сделать Ахилла.

…Лишь в 1876 году тело Николо Паганини навсегда опустили в землю  родной Генуи. В наши дни его гробница является одной из достопримечательностей этого итальянского города, которую ежегодно посещают тысячи туристов. Любимая скрипка Николо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим  Джузеппе Гварнери,  теперь хранится в Ратуше Генуи.  Один раз в месяц специально назначенный куратор вынимает ее из витрины и играет… произведения Николо Паганини.  И, кажется, это сам великий скрипач выводит  смычком свое знаменитое левое пиццикато… 

На Главную