Если бы  Ханс  Кристиан Андерсен был американцем, он  в конце жизни мог бы  назвать себя человеком, «который сделал себя сам». Но он родился в 1805 году в маленькой Дании и имел другое объяснение своей удивительной судьбе.  В автобиографической повести  Андерсен написал: «Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным  мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою цель и направление, а я буду тебя наставлять и защищать»,

 

 - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше. Моя жизнь скажет миру то же, что она сказала  мне: есть милосердный Бог, который все приводит к лучшему».       

Детство

В самом деле, то, что в семье бедного сапожника и поденной работницы родился ребенок с  таким богатым воображением, можно было бы назвать чудом.   Однако  до времени  каких-либо талантов в некрасивом тихом мальчике  никто не замечал.    Жители  Оденсе – городка на острове Фюн, где он жил, - часто видели  его сидящим  у старой мельницы или  на высоком морском  берегу – там, где никто  не мешал ему предаваться  своим фантазиям.  «Андерсен вырос в бедности, - написал о нем еще один замечательный рассказчик Константин Паустовский. – Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная  чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны».     

Никто из  близких  не мог бы помочь Кристиану  развивать свои способности к творчеству. Отец, который зарабатывал гроши тяжелым трудом, изготавливая башмаки для таких же,  как он бедняков, в конце концов,   записался в Наполеоновскую армию. Но  домой он вернулся    калекой  и умер, когда Кристиану было лишь 11 лет.  Мать, хватавшаяся за любую работу, лишь бы прокормить сына, – от уборки до стирки чужого белья в холодной  воде, - в итоге пристрастилась к алкоголю. Был у него еще дед,  в прошлом резчик по дереву, который считался  умалишенным и почти никогда не выходил из дома.  Первые сказки Андерсен услышал от отца и старух из ближайшей богадельни.  Позже он  как-то попал на спектакль городского театра и полюбил   волшебный театральный мир навсегда. Не имея гроша в кармане,  мальчик стал придумывать пьесы, делать из бумаги костюмы и разыгрывать сценки, когда никого не было дома…  Известно, что в 14 лет  почти неграмотный Кристиан сказал матери, что уезжает в Копенгаген, чтобы стать знаменитым. Приняв его слова за очередное чудачество, женщина  подумала, что в столице он  не продержится и недели. Но все же  благословила его в дорогу и дала несколько монет, надеясь,  что они скоро встретятся.  Ханс  Кристиан   вернулся  домой  лишь… через 50 лет известным писателем, когда его матушки давно уже не было в живых.  Его родной городок показался ему таким  убогим и захолустным, что писатель  поспешил как можно быстрее  покинуть его.    

Вера в особое предназначение

 …Изначальная  уверенность Кристиана в своем особом предназначении  уверенно вела его вперед.  Провинциальный  юноша не постеснялся обратиться к известной актрисе с просьбой дать ему рекомендательное письмо.  Он решил  стать танцором в театре.  Потом играл второстепенные роли в спектаклях, попробовал сочинять  пьесы и стихи. Увы, пока на его пути встречались одни лишь препятствия, а все  начинания оканчивались неудачей. «Были у Андерсена целые годы душевной путаницы  и мучительных поисков своей настоящей дороги, - писал Паустовский. – Сам Андерсен долго не знал, какие области искусства сродни его таланту».  Шло время, и вот наступил момент, когда люди  оценили  усилия молодого Андерсена.  Ему помогли окончить школу, потом он поступил в Копенгагенский университет, а по его окончании  получил королевскую стипендию для того, чтобы совершить  первое путешествие по Европе.   На родину он вернулся полный впечатлений и окончательно решил, что будет зарабатывать на жизнь литературой.  Но понадобилось еще долгих десять лет  напряженного труда, поиска жанров и направлений, чтобы однажды, в 1835 году, после выхода в свет  первой книги сказок, проснуться знаменитым. 

Жизнь без любви 

Ко  многим  взрослым, читающим перед  сном своим детям сказки Андерсена, приходят мысли о том, что  Русалочку, Гадкого Утенка, Снежную Королеву и много других удивительных персонажей  мог придумать только необыкновенный человек, почти полумифическая личность.  Ну не мог быть  этот удивительный сказочник обычным бюргером, отцом большого семейства, привыкшим на  всех покрикивать и  всех поучать. Действительно, датский  писатель  был не похож на обычного буржуа того времени. Высокий, внешне некрасивый молодой мужчина много страдал от пренебрежительного отношения к себе  современников. Ему часто давали понять, что он, сын сапожника, – «бедный родственник» в  литературе  среди маститых писателей и профессоров.  А еще он был очень  одинок, так как совсем не имел успеха у девушек…  И  даже когда он стал  знаменит и богат, это мало что изменило. Но почему же не сложилась его личная жизнь?  Исследователи отмечают, что, вероятно, это произошло из-за того, что  у Ханса Кристиана ...оказалась  женская натура.  Он тонко чувствовал мир, относился с большим уважением к представительницам прекрасной половины человечества и из-за этого страдал, потому что дамы при всем уважении к его таланту воспринимали его не больше, чем друга, они не видели в нем мужчину. Позднее он написал: «Сказки… стали причиной того, что у меня не сложилась личная жизнь…»

Несколько неожиданное утверждение, которое, впрочем, можно объяснить.  Все в нашем мире взаимосвязано. Человек, сочиняющий сказки с удивительными сюжетами, по определению не мог быть грубым и деспотичным - видимо, действительно в характере Кристиана преобладали  женские черты… Что ж, это был  крест датского сказочника,  его судьба: за свой талант он заплатил одиночеством…  Впрочем, жизнь без семьи имела и свои плюсы – можно было сочинять в любое время суток, а еще много путешествовать. Андерсен за свою жизнь объездил почти всю Европу и впечатления от  поездок послужили прекрасным материалом для его творчества. Паустовский писал: «Беспрерывные поездки Андерсена можно с полным правом назвать путешествиями не только по земле. Но и по своим великим современникам: потому что, где бы Андерсен ни был, он всегда знакомился со своими любимыми писателями, поэтами, музыкантами, художниками». Он был знаком с большинством выдающихся деятелей искусства того времени - от Александра Дюма, Диккенса, Вагнера до Виктора Гюго, Генриха Гейне и Бальзака…

Йенни Линд

Когда писателю было уже  сорок, он испытал последнюю большую любовь, которая, увы,  также осталась без ответа. Андерсен был почти вдвое старше  Йенни Линд –  певицы,  которая покорила оперную сцену родной Швеции в 18 лет, а потом завоевала и сердца поклонников  в соседних странах.  Кристиан  впервые увидел ее  на приеме у общих знакомых, когда она приехала на гастроли в Данию. Писатель был очарован ее красотой, молодостью и редким сочетанием  удивительного голоса и драматического  таланта. (Позднее ее заслуги перед родиной  были отмечены тем, что портрет певицы
как выдающегося деятеля Швеции  поместили на  банкноте в 50 крон…)  Но их отношения  так и не стали близкими. Андерсен  ездил за ней всюду, где бы певица ни гастролировала. Однажды в Англии он прождал ее весь Сочельник, но она  не пришла. Как и другие женщины, она не представляла Кристиана  в качестве  мужа – он для  нее был лишь друг.  Два года спустя, уехав на гастроли в Америку, она вышла  замуж, и Андерсен окончательно понял, что полюбить женщину  и испытать взаимность ему не суждено.  Он перестал  мечтать о семейном счастье.  Для него остались только работа, фантазии и вымышленный мир своих  сказочных персонажей.

Умер Андерсен в 1875 году, и за его гробом  шел сам король Дании…. Прекрасный итог  жизни  сына башмачника.  

Однако самым лучшим памятником для Андерсена оказались его сказки, которые и в 21 веке продолжают любить  дети и взрослые.    Одна  из его сказочных героинь – Русалочка - увековечена   сидящей на камне  посреди воды у  набережной Копенгагена.  Ее называют  символом датской столицы.   Но это еще и символ  души Андерсена - его печальной души, которая, не очерствев в жизненных невзгодах,   тонко чувствовала  наш несовершенный  мир.

На Главную